В мире высокого часового искусства именно высококвалифицированные ремесленники и ремесленницы находятся под риском в наименьшей степени. Складывается впечатление, что ручная работа, для которой требуются более высокие навыки, является средством уравновешивания автоматизации, которая занимает иное положение в производственной цепочке. Для изготовления циферблатов, например, могут потребоваться любой из десятков этих специалистов, многие из которых являются наследниками вековых традиций. Гравировка эмали, лакирование, зернение, рисование миниатюр, растушевка, вышивка, инкрустация деревом, драгоценным камнем или перламутром… всё это представляет собой редкие навыки, в которых часто используется ревностно охраняемые техники, некоторые из которых находятся вообще на грани исчезновения. К тому же они очень трудоёмкие. Декорирование циферблата требует многих и многих часов работы. То же самое относится к ручной отделке механизмов: предельная изысканность процесса бесконечно превосходит всё, что может сделать машина в глазах пуристов. В качестве примера можно привести процесс снятия фаски, проводимый для получения такого угла, который лучше отражает свет. Определённые компоненты сегодня могут быть скошены с помощью машины, но каждый раз результаты будут строго идентичными (или бездушными, как сказали бы коллекционеры), в то время как материал, обработанный вручную, будет содержать в себе индивидуальные черты ремесленника. Именно этим и отличаются часы, созданные по технологии высокого часового искусства.
Но не стоит опасаться того, что эти высококвалифицированные работники заменят собой известные бренды. Разве нужно выбирать между высококвалифицированной рабочей силой или новыми технологиями? Бренды могут иметь десятки или даже сотни лет истории, в течение которых они не обращаются к инновациям. Мануфактура Panerai, основанная в 1860 году, добилась успеха благодаря часам, разработанным в 1940-ые и 50-ые годы для боевых дайверов Италии. В компании гордятся своим наследием, но нет секрета в том, что точность механизма устройств проверена роботом. Использование труда ремесленников и индустриальные процессы могут идти рука об руку: вместе они работают даже лучше, когда их ценят одинаково.
Как научиться применять новые технологии?
Этот вопрос волнует всех, кто будет занят в часовой промышленности в ближайшем будущем. Говоря об обучении следует отметить человека, который является сотрудником Федерации швейцарской часовой промышленности и возглавляет его подразделение, предоставляющее образовательные услуги. Её имя Северин Фавр. Она подтверждает, что для соответствия индустрии 4.0, компаниям придётся по-новому взглянуть на организацию обучения. «Важно дать выпускникам более сильные трансверсальные качества, которые увеличат их способность к анализу и гибкости», – говорит она. Студентам всё ещё будет нужно покидать школу с сильными практическими навыками, которые являются краеугольным камнем в индустрии механических устройств, но им также будет нужно научиться быть на одной волне со множеством дисциплин и профессий. Это будет означать более модульное содержание обучения, которое может быть быстро и легко адаптировано в соответствии с меняющимися требованиями. Эти меняющие требования будут диктовать сами компании. Для того, чтобы на наших запястьях появилась продукция, соответствующая индустрии 4.0, должны появиться новые профессии.
Какое влияние цифровая революция окажет на работу часовых мастеров? Часть 1
Какое влияние цифровая революция окажет на работу часовых мастеров? Часть 2