Во всём мире настолько привыкли олицетворять Швейцарию с часовым искусством, что уже трудно вообразить, что когда-то могло быть по-другому. Однако ещё в XVIII веке лучшие мастера часового дела стремились попасть в Париж, а изделия из Швейцарии и Женевы имели репутацию «безделушек» и «дешёвки».
Перед нами Париж конца 1770-х годов. В самой западной части острова Сите, в тени Собора Парижской Богоматери на площади Дофин собирались светила часового мастерства того времени. В последующие годы трое из них – наиболее одарённые, обзавелись собственными мастерскими, расположенными здесь же. Это были Жан-Антуан Лепин (1720-1814), Фердинанд Берту (1727-1807) и молодой Абрахам-Луи Бреге (1747-1823) – три человека, чьи изобретения изменили сам принцип механического измерения времени. Сегодня столица Франции уже не является центром часового искусства, и вряд ли кому-нибудь доведётся услышать на площади Дофин дискуссии о часовых механизмах. Если не считать Гласхютте (Германия) и небольшого количества часовых мастерских, разбросанных по миру там, где удобно их гениальным владельцам, будь то Дублин, Санкт-Петербург или остров Мэн,– Высокое Часовое Искусство является прерогативой Швейцарии.
«В отличие от Швейцарии, обо всём, что изобреталось во Франции, сразу же становилось известно королю»
Карл-Фридрих Шойфеле
Однако положение дел не всегда было таковым. Во всяком случае, если говорить о далёком прошлом. В эпоху Просвещения Париж был тем местом, куда отовсюду съезжались молодые люди, стремясь обучиться какой-либо профессии. Именно здесь английские мастера часового дела столкнулись с жесточайшей конкуренцией в производстве морских хронометров, которые должны были послужить во славу короля и отечества во время морских походов.
Времена, когда Париж превосходил в часовом искусстве Женеву. Часть 1
Времена, когда Париж превосходил в часовом искусстве Женеву. Часть 2
Времена, когда Париж превосходил в часовом искусстве Женеву. Часть 3