Работавший одинаково успешно как за станком, так и за письменным столом, Берту написал более 4000 страниц, каждая из которых вошла в Методическую Энциклопедию, опубликованную между 1751-1772 годами Дидро и Д̕ Аламбером. В самом деле, Берту был одержим жаждой изобретательства и сломя голову кинулся усовершенствовать морские хронометры, заставив Англию краснеть за свои изделия. Его модели Horloges de Marine №6 и №8 прекрасно показали себя на море. Благодаря им он заслужил доверие короля. В 1770 г. Людовик XV присвоил ему звание Часовщика-Механика Короля и Морского Флота, для которого и поручил изготовить двадцать хронометров.
«У Женевы было одно преимущество – низкие цены».
Несколькими годами позже, в 1762 г. наступил черёд Абрахама-Луи Бреге, не менее знаменитого часового мастера, который покинул Швейцарию, чтобы испытать удачу в Париже. К 1775 г. он, как и остальные, обзавёлся мастерской на острове Сите, в месте с весьма подходящим названием – Кэ дель Орлож (Часовая набережная). Нет нужды перечислять достижения Бреге. Осыпанный почестями и добиваясь расположения короля и аристократии, он понимал, что не только механизм часов должен быть совершенен, но и сами они должны быть предметом искусства. Именно он изобрёл спиральный гонг в часах с репетиром, спираль баланса с завитком на конце, названную его именем (спираль Бреге), часы, по которым можно было узнавать время на ощупь, противоударный механизм, первые часы, которые можно было носить на запястье, сделанные для королевы Неаполя, механизм с чрезвычайно точным ходом и, конечно, турбийон. Работа одного только Бреге достаточно ярко иллюстрирует небывалый расцвет часового дела в Париже того времени. Но так сложилось, что на прилавках, как в это столетие, так и в следующее было полно иностранных часов более низкого качества. В 1833г. об этом с пренебрежением высказывался часовых дел мастер Хан: «Безделушки из Швейцарии и Женевы везде лежат в изобилии: их продают портные, сапожники, плотники, семинаристы и все те, кто имеет дело с женевскими торговцами!»
Пьер Дюбуа в своей «Истории часового дела от истоков и до настоящего времени», опубликованной в 1849 г., объяснил это явление более серьёзно: «В XVIII веке Франция повсеместно пользовалась признанным превосходством качества производимых изделий; однако у Женевы было одно преимущество – её товары продавались по низким ценам. Всем известно, что низкие цены всегда привлекают покупателей. С тех пор женевское производство начало приносить ущерб Франции, и этот ущерб ещё более увеличился, когда в 1789 году произошла французская революция». Несмотря на попытки дальнейшего развития, факт остаётся фактом: время парижского часового искусства закончилось, и ему было не суждено возродиться снова.
Времена, когда Париж превосходил в часовом искусстве Женеву. Часть 1
Времена, когда Париж превосходил в часовом искусстве Женеву. Часть 2
Времена, когда Париж превосходил в часовом искусстве Женеву. Часть 3